СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
В РОССИИ
Мокерова О.П.
На современном этапе в развитии экономики
торговле принадлежит значительный вклад – доля в ВВП России составляет 20-22 %.
Достаточно быстрыми темпами развивается розничная торговля, наблюдается
количественный и качественный рост новых форматов магазинов. Это, в свою
очередь, предопределяет и формирование нового этапа в эволюции оптовой торговли.
Сейчас основными направлениями в развитии оптовой торговли является расширение
масштабов деятельности, рост каналов товарных и информационных потоков,
усложнение структурных связей в целом в экономике.
Но прежде чем, достичь высокого уровня зрелости,
оптовая торговля должна пройти несколько этапов. Прогноз развития оптовой
торговли впервые представлен в Стратегии развития торговли в Российской
Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года [3]. В рамках эволюционного
развития торговли оптовые российские предприятия проходят стадию роста, которую
уже прошли развитые страны (рис. 1) [3].
По словам замминистра промышленности и торговли
РФ С. Наумова, торговая деятельность не была структурирована в рамках единого
экономического пространства, т.е. преобладали мелкие производители и множество
мелких и средних продавцов, при этом роль посредников была критически значимой,
так как они влияли на цену товара. По мере укрупнения масштабов производства и
торговли роль посредников должна сводиться либо к обслуживанию малого и
среднего бизнеса, либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на
логистических услугах [3]. В рамках стратегии предлагается повысить
эффективность регулирования торговой отрасли, так как до недавнего времени
отмечалась низкая степень вмешательства со стороны государства, что выразилось
в высоких входных барьерах на региональных рынках.
Следующая проблема, касающаяся развития оптовой
торговли, – это неразвитость инфраструктуры: недостаток торговых и складских
объектов, высокая стоимость аренды на
объекты недвижимости и землю, слабые хозяйственные связи между производителями
и организациями торговли, наличие большого числа посредников. Предлагается
использовать для решения этой проблемы строительство инфраструктурных объектов
за счет государства, использование механизмов государственно-частного
партнерства, предоставление различных льгот, а также создание необходимых
административных условий для привлечения частного капитала.

Рис. 1. Эволюция роли развития оптовой торговли России
(2000-2010 г.)
Оптовая торговля как никогда нуждается в решении
такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры.
Предкризисные годы показали большой
спрос на современные склады с высокотехнологичным оборудованием, что, к
сожалению, практически не было удовлетворено.
Одной из наиболее
ярких тенденций последних лет является увеличение приобретаемых складских
площадей. По итогам 2012 г. было приобретено около 280 тыс. кв. м складских
площадей, многие российские компании сделали выбор в пользу приобретения
площадей в собственность [4].
В 2013 г. ожидается
возвращение докризисных темпов строительства складских комплексов: может быть
введено около 1,5 млн. кв. м складов – максимальный показатель с 2007 г. [4].
Специфической чертой российской оптовой торговли
является слабая её развитость в регионах. Большую долю на региональных рынках
занимают прямые связи предприятий розничной торговли с производителями
продукции, что приводит к менее широкому ассортименту продукции в магазинах,
значительному росту издержек розничных предприятий на связи с производителями,
а это – отвлечение средств от расходов для улучшения качества обслуживания в
магазинах.
Примером научно обоснованного подхода к развитию
оптовой торговли может служить Москва, внедрившая программу развития оптовой
торговли [1, 2]. Целью программы являлось возрождение оптовой торговли:
оптимизация состава операторов оптового продовольственного и
непродовольственного рынка, в том числе уменьшение в 2 – 2,5 раза посредников
разного уровня; создание оптовых комплексов, специализированных мясных и рыбных
оптовых рынков, организация и строительство универсальных и специализированных
сетевых распределительных центров и современных распределительных центров,
развитие сети магазинов-складов «кэш энд кэрри» для обслуживания мелкооптового
населения, создание оптово-розничных объединений, развитие и модернизация
оптовой инфраструктуры, развитие сети логистических операторов и т.д.
Инвестировалась программа развития оптовой торговли из внебюджетных источников,
а российским предпринимателям предоставлялисьhttp://mosopen.ru/document/131_pp_2010-02-16
2.
О
концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе
Москве на 2005-2007 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства
Москвы от 21 декабря 2004 г. № 898-ПП. – Режим доступа:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/112388/
3.
Стратегия
развития торговли РФ на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года [Электронный
ресурс]: пр. Минпромторга России от 31.03.2011 №422 // – Режим доступа :http://www.min – promtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectora/9
4.
Обзор
рынка складской недвижимости за третий квартал 2012 г. [Электронный ресурс]: //
- Режим доступа http://www.arendator.ru/articles/2/art/59129/pg/1/